Системы движения в регбийных упражнениях.

Любое регбийное упражнение можно классифицировать по тому типу движений, которые выполняю игроки. Это поможет тренеру глубже понимать суть упражнения и оценивать его КПД. Вот эти системы:

  1. Одиночное прямое движение (с холостым возвратом)
  2. Одиночное прямое-возвратное движение
  3. Множественное прямое движение (сбор контрольных точек)
  4. Вершины квадрата
  5. Круговое движение
  6. Хаотическое движение
  7. Статическое движение

Рассмотрим характеристики каждого из них.

Одиночное прямое движение (с холостым возвратом)

Суть: Игроки движутся прямо, выполняют во время движения одно основное действие и возвращаются обратно.

Пример: упражнение 1ого уровня «Принятие решений». Веер бежит только вперед и обыгрывает защиту. Потом игроки трусцой возвращаются на исходную точку по сторонам площадки.

Преимущества: это движение наиболее близко к динамике регби – движению вперед и одиночному действию.

Недостатки: обычно действие повторяется один раз, а это означает малое количество повторений. Если вы работаете «на понимание» – это можно. Если на «повторения» – лучше выбрать другую схему.Присутствует холостое возвратное движение, на котором теряется время. Это хорошо, если вы хотите дать игрокам отдохнуть.

Одиночное прямое-возвратное движение.

Суть: Игроки движутся прямо, выполняют во время движения одно основное действие. Движение обратно – точно такое же.

Пример: упражнение 1ого уровня «Бульдог». Игроки бегут прямо, финтят, достигают линии и обратно делают то же самое.

Преимущества: нет холостых возвратных движений, поэтому эффективность очень высока.

Недостатки: Теряется ощущение «обстановки игры», т.к. все время меняется направление атаки. Просто игроки должны помнить, что они все время движутся к зачетке и переключаться. Необходимо ждать, пока вся группа окончит движение. Избежать этого можно, разнеся каналы для прямого и обратного движения.

Множественное прямое движение (сбор контрольных точек).


Суть: Игроки движутся от одной «контрольной точки» до следующей и на каждой выполняют какое-то действие.  В общем случае траектория может быть любой. В эту схему укладываются рассмотренные выше движения, если считать, что контрольных точек всего 2: начало и конец.

Пример: упражнение 1ого уровня «Цветная игра». Игроки бегут по цветным фишкам, которые являются своеобразными контрольными точками.

Преимущества: большое число повторений за одно прохождение. Нет холостых возвратных движений, поэтому эффективность очень высока.

Недостатки: Теряется ощущение «обстановки игры». Высокая частота действий может сказаться на качестве выполнения каждого отдельного элемента.

Вершины квадрата.


Суть: Игроки встают в вершинах квадрата (или другого многоугольника) и движутся через центр к другой вершине, выполняя в центре какое-то действие.

Пример: передача мяча игроку противоположной вершины квадрата.

Преимущества: очень высокая интенсивность упражнения. Большая нагрузка, т.к. движения игроков пересекаются и нужно держать соседей под контролем и подгонять свои действия под них.

Недостатки: Сильно теряется ощущение «обстановки игры». Очень часто в упражнении в корне неправильная динамика: игроки бегут навстречу друг другу, чего в регби практически не бывает.Следите за этим, когда даете упражнение!

Круговое движение.


Суть: Игроки встают по кругу. Игрок или мяч движутся по-кругу, с выполнением какого-нибудь действия. В центре может быть игрок.

Пример: пас по кругу или упражнение «собачка».

Преимущества: нет холостых движений. Высокая интенсивность.

Недостатки: Сильно теряется ощущение «обстановки игры» – игре нет построений «по кругу».

Хаотическое движение.

Суть: Игроки движутся в произвольных направлениях.

Пример: Упражнение «муравейник».

Преимущества: развивается умение смены направления бега, высокая интенсивность и частота, контроль окружающей обстановке.

Недостатки: теряется ощущение «обстановки игры» – игре нет хаотичных движений, все движутся в конкретном направлении.

Статическое «движение».

Суть: Игроки стоят на месте и делают какое-то упражнение.

Пример: все упражнения на растяжку, и большая часть упражнений на ОФП – отжимания, приседания, пресс и т.д. Пасы на месте, отработка схватки, лифта  и т.д.

Преимущества: простые упражнения, т.к. не надо контролировать свое перемещение.

Недостатки: Это специфические упражнения. Они нужны для конкретных навыков. В целом же регби – это движение.

В заключение отметим еще такую характеристику выполнения двигательного навыка, как «фаза движения»:

  • Подготовительная фаза
  • Фаза выполнения
  • Фаза последействия
  • Холостая фаза перемещения (ниже не рассматривается)

Рассмотрим на примере начального удара:

  • Подготовительная фаза – игрок должен подойти на точку удара, выбрать тип удара, принять начальную позу (согнуть ноги, напрячь спину)
  • Фаза выполнения – следует ударить мяч о землю, ударить по мячу ногой
  • Фаза последействия – бежать вперед, чтобы задавить противника на его половине поля

Рассмотрим на примере прыжка лифтуемого в коридоре:

  • Подготовительная фаза – перемещение между лифтерами, выбор точки подъема
  • Фаза выполнения – прыгнуть, напрячь спину и ягодицы, вытянуть руки, овладеть мячом
  • Фаза последействия – выбрать продолжение, опуститься и сыграть мячом (мол, отбить мяч, сделать пас, встав на землю)

Системы движения и фазы упражнений достаточно тесно связаны. Выбранное упражнение должно своей системой движения обеспечивать корректное выполнение всех этих фаз.

Пример: игроки должны обыграть 2 в 1 стоящих друг за другом в колонне 3х защитников. Если расстояние между защитниками мало (или они быстро набегают) – тогда начальная и конечная фазы паса выполняться не будут и упражнение будет сломано.